Наш дзен.jpg
№ 03 2022.jpg
Поиск

ИСТОЧНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Институт дополнительного профессионального образования Омского ГАУ предлагает широкий выбор программ повышения квалификации.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа встретился с директором института дополнительного профессионального образования (ИДПО), кандидатом биологических наук Натальей Гавриловой. Основные темы встречи: результаты работы института в 2021 году, планы на 2022 год и вопросы взаимодействия с районами и сельхозпредприятиями.


Институт дополнительного профобразования является структурным подразделением ФГБОУ «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина». История вуза началась 14 марта 1921 года с открытия курсов по подготовке управляющих совхозами при Сибирском институте сельского хозяйства и промышленности. В прошлом году ИДПО отметил 100-летие. Ежегодно здесь проходят учебу 1500–2500 человек по более чем 100 программам, охватывающим свыше 20 направлений деятельности. В 2021 году программы повышения квалификации и переподготовки прошли более 5000 слушателей. После обучения выдаются соответствующие документы.


Институт активно приглашает вести занятия признанных экспертов и опытных практиков в разных направлениях АПК.


ПРОГРАММЫ И АУДИТОРИИ


Наталья Гаврилова представила министру на утверждение программу курсов и семинаров для работников агропрома на 2022 год. Основная ежегодная тематика относится к растениеводству. Программы формируются с учетом специфики территорий. Например, в прошлом году для растениеводов северных районов области были проведены занятия по масличным культурам, адаптированным к условиям именно этой природно-климатической зоны.


Учебные программы по животноводству востребованы чуть меньше. Для специалистов предприятий переработки курсы – единичные, и особенно активны в повышении квалификации группа «ПРОДО» и ее предприятие «Лузинское зерно».


Выделяется блок актуальных вопросов по ветеринарии, в частности по борьбе с лейкозами КРС, тематика согласовывается с ГУ ветеринарии Омской области. Очень востребована программа обучения по ветеринарной фармацевтике, которую сегодня институт предлагает, в том числе и в дистанционном формате.


По-прежнему востребованными остаются семинары и тематические мероприятия по разным направлениям, наиболее активно их посещают в марте, июле и октябре.


В ИДПО повышают квалификацию не только действующие аграрии, но и работники других отраслей. Приобретают дополнительные знания и студенты – по государственному и муниципальному управлению, экономике и по смежным специальностям. Актуальна и учебная программа по электронной информационно-образовательной среде и безопасности данных. Для всех обучающихся обязательна программа по противодействию идеологии терроризма. Будущие агроинженеры изучают геодезию, другие студенты осваивают знания в сфере фермерского бизнеса. В ноябре 2021 года слушатели программы «Школа фермера» участвовали в выездных занятиях в ООО «Соляное», ООО «ЯСТРО-ЛАКТ», КХ «Тритикум», ООО «ТПК «Агрокультура» ( с. Дружино), ООО «Рассвет» (Таврический р-н), ФГБУ «Омский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», ФГБУ «Омский экспериментальный завод», ФГБУ «ЦАС «Омский», ИП Бойко А. С. (Омский р-н, с. Морозовка).


На сегодня актуальными становятся программы по оценке качества кормов, реализация программы продолжается далеко за пределами Омской области. На 2022 год на обучение записалось много специалистов лесного хозяйства, потому что появились новые законодательные требования и нормы. Несколько раз в год проводятся курсы по бухучету, а для кадровиков предлагается обучение по программе «Управление персоналом».


В институте расширяется география слушателей из других регионов, для тех, кто выбирает очно-заочную форму, предусмотрены занятия в формате вебинаров. Недавно завершилось обучение слушателей из Петропавловска-Камчатского по направлению производства молочных продуктов для детского питания.


В 2021 году институт выиграл грант на обучение бойцов сельскохозяйственных студенческих отрядов по рабочим специальностям «санитар ветеринарный» и «оператор по ветеринарной обработки животных». 24 декабря первым 80 студентам Института ветеринарной медицины и биотехнологий, успешно завершившим обучение, вручили свидетельства о рабочих профессиях. Реализация проекта будет продолжена, перечень программ планируется расширять.


ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Николай Дрофа сообщил, что минсельхозпрод планирует совещание с начальниками сельхозуправлений. Тема – анализ эффективности прошлогодних семинаров и курсов повышения квалификации. Тематика формировалась в немалой степени по запросам предприятий АПК, и теперь необходимо обсудить, как полученные знания применялись на практике.


– Мы хотим выяснить, как подготовлены кадры и сколько специалистов необходимо переподготовить в текущем году, – отметил министр. – Запрашиваем по зоотехникам, агрономам и другим специальностям. Выявляем, кто курсы повышения квалификации проходил давно или не проходил вовсе. В бюджете средства на такую учебу заложены.


К сожалению, руководители и специалисты АПК не всегда углубляются в актуальную повестку по развитию кадрового потенциала и отрасли, поэтому слабо проявляют инициативу к обучению и часто реагируют не на перечень программ, а на конкретные образовательные предложения. Институт организует образовательные площадки и непосредственно в районах, выездные семинары проводятся и для небольшого количества слушателей.


Перечень программ и план семинаров, согласованный с областным минсельхозпродом, направлен в каждый район. По предложениям предприятий АПК план может корректироваться. Например, после недавнего агроинженерного совещания в минсельхозпроде возникла идея провести отдельный семинар по современным технологиям сельского хозяйства.


Позитивным примером взаимодействия ИДПО с районами стала встреча с руководством Кормиловского района, где обсуждались перспективы профессионального обучения школьников на водителей. Этот вопрос прорабатывается.


В системе дополнительного профессионального образования предусмотрена переподготовка специалистов и по целевым направлениям предприятий. Но таких прецедентов пока не было. В институте проработан вопрос заключения договора о сетевом взаимодействии в области программ дополнительного образования. Первая сетевая программа будет запущена в апреле.


В министерство сельского хозяйства и продовольствия приходят на согласование и программы обучения из других организаций, связанных с агропромом. Николай Дрофа отметил, что не пересекающиеся темы приветствуются, но конкуренция в тематике вряд ли уместна: организации, предоставляющие услуги по повышению квалификации с выдачей сертификатов, должны иметь на это лицензию.


СФЕРЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ


В ИДПО доработаны блоки тем по агроинженерии, техносферной безопасности и охране труда. Тематика прорабатывалась во взаимодействии с министерством сельского хозяйства и заинтересованными ведомствами и структурами.


– Нашему отделу механизации было дано поручение провести до начала весенних полевых работ мониторинг всех предприятий агропрома, – отметил министр. – Необходимо выяснить потребности в специалистах по охране труда. Их наличие на каждом предприятии – требование российского законодательства. И оно распространяется даже на КФХ, в которых работают два-три человека.


8 февраля в институте прошел семинар «Вопросы охраны труда и изменения в законодательстве по охране труда». Он проводился для руководителей и специалистов сельхозорганизаций. В ближайших планах проведение еще одного семинара по этой тематике, так как она всегда актуальна.


Планируются курсы для глав муниципальных районов, им крайне необходима учеба по теме «Комплексное развитие сельских территорий». Вторая насущная тема – борьба с эпизоотиями. Здесь востребованы знания специалистов ГУ ветеринарии Омской области, в том числе по законодательной базе. Актуальными остаются темы, связанные с направлениями стратегического развития агропрома и создания инновационной привлекательности территорий. «Современный руководитель района обязан разбираться во всех этих вопросах. Если он ими не владеет – надо учиться либо оставить свою должность», – сказал министр.


ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ


Министр поделился идеями по повышению престижности сельскохозяйственного труда. В планах минсельхозпрода организовывать встречи студентов с ветеранами агропрома, руководителями передовых предприятий и проводить встречи в Музее сельского хозяйства и быта хозяев Сибири при Омском ГАУ.


Экспозиция музея нуждается в пополнении, она не менялась с 2004 года. И такая работа ведется.


– Будем собирать экспозиции с помощью студентов и ветеранов, – сказал министр. – Музей не может застыть по экспонатам – так теряется его актуальность. Тематические экспозиции должны составляться, храниться и меняться хотя бы раз в год. Например, «целинную» откроем в марте – в этом месяце в 1954 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об освоении целинных и залежных земель. Состоятся встречи студентов и школьников с ветеранами-первоцелинниками. Можно открывать новые экспозиции по животноводству, передовым технологиям в сельском хозяйстве и другим направлениям. Тогда музей станет разнообразным и интересным.

Среди новых экспозиций могут быть и посвященные инновациям в омском агропроме: первые современные животноводческие комплексы, первое применение новых технологий в картофелеводстве и т. д. Должны быть интересными и экспозиции, посвященные становлению лучших сельхозпредприятий. Например, первому сельхозпредприятию, созданному в новом районе области – АО «Звонаревокутское» Азовского немецкого национального района. Или КХ «Тритикум» Черлакского района: его глава Александр Левшунов начинал с одного трактора, а теперь хозяйстве действует современный животноводческий комплекс с новейшими технологиями, и надои там – более 9000 кг. И такие примеры не единичны.


Новые компетенции, которые специалисты АПК могут получить в Институте дополнительного профобразования Омского ГАУ, станут мощным фактором личностного и профессионального роста. И сельхозпредприятия должны быть заинтересованы в профессиональном уровне своих специалистов и руководителей. Ведь от этого напрямую зависит перспектива их развития.