Наш дзен.jpg
№ 05 2022.jpg
Поиск

ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На заседании комиссии экспертно-консультационного совета по сельскому хозяйству Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» рассмотрели итоги и проблемы реализации в регионах Сибири мероприятий госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».

Добавьте описание

Заседание прошло в Барнауле в рамках «Дня сибирского поля – 2022». В мероприятии участвовали представители Минсельхоза России, аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе, руководители органов исполнительной власти регионов, входящих в МА «Сибирское соглашение», ученые.


Напомним, что губернатор Омской области Александр Бурков является председателем этого экспертно-консультационного совета. И в начале мероприятия заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов передал участникам заседания его слова приветствия и пожелания плодотворной работы.


Что касается основной темы заседания, то госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» была утверждена в 2019 году. Она включает в себя несколько значимых направлений, решающих основные проблемы села: развитие кадрового потенциала, создание условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем, развитие инфраструктуры на сельских территориях и т. д. Программа направлена на сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3% и на повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%. Срок ее реализации – 2020-2025 годы, общий объём финансирования - 2,3 трл. рублей, в том числе 1 трлн рублей из федерального бюджета.


ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО СЕЛА


Исполняющая обязанности заместителя директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Жанна Устименко представила цельную картину того, как в Сибирском федеральном округе реализуется госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий».


В СФО расположено более 11 тысяч сельских населенных пунктов с населением около 5 млн человек. Это 27% общего населения округа, что больше среднероссийского показателя. Она также отметила продолжающееся снижение доли сельского населения в Сибири, «и это вопрос даже не продовольственной, а национальной безопасности». Причем в среднем по России этот показатель в целом увеличивается, но в СФО за два предыдущих года незначительный рост сельского населения продемонстрировала только Республика Алтай.


В 2021 году на реализацию в округе госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» было выделено 3,836 млрд рублей, освоено - 3,649 млн рублей. Всего за 2020-2021 годы было реализовано 610 проектов благоустройства сельских населенных пунктов, а по договорам социальных выплат передано в эксплуатацию 28,4 тыс. кв. метров жилья (из них около 9000 тыс. кв. метров - в Омской области). Также за счет средств госпрограммы в регионах СФО было направлено на производственную практику 729 будущих специалистов агропрома, в 2022 году планируется направить 858 человек.


Всего на 2022 год на реализацию мероприятий госпрограммы на территории федерального округа выделено 4,036 млрд рублей.

Жанна Устименко отметила, что планируется заключение с 2023 года финансовых соглашений Минсельхоза РФ с каждым субъектом Федерации по реализации госпрограммы комплексного развития территорий до 2030 года. При этом санкций за неисполнение базовых индикаторов не предусмотрено, но главное - не должна снижаться доля сельского населения.


- К сожалению, приоритеты государственной политики выстроены таким образом, чтобы развивать городские агломерации, - добавила она. – Поэтому важно, чтобы сами регионы были заинтересованы в сохранении своих сельских поселений. Но на сегодня мы видим, что из-за отставания в разработке нормативной базы эти механизмы у вас под угрозой. И губернаторы регионов должны в этом плане дать соответствующие поручения.


ПОКАЗАТЕЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ


Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа в своем выступлении сообщил, что в нашем регионе на реализацию госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2021 году было направлено 808 млн рублей из федерального бюджета и 50 млн рублей – из областного. Были улучшены жилищные условия 57 сельских семей, а общая площадь введенного в эксплуатацию жилья составила 8124 кв. метра. Также было привлечено более 2 млрд рублей господдержки по льготной ипотеке, и ею воспользовались более 1100 человек.


Активно велась и работа по привлечению на село молодых специалистов. На возмещение хозяйствам части затрат и на оплату труда и проживания студентов на период прохождения производственной практики в 2021 году было выделено из бюджета 267 тыс. рублей. Также выделялись средства предприятиям, которые привлекали к работе по договорам ученические бригады.


В 2021 году в Омской области было построено четыре водопровода общей протяженностью 9 км - на это из бюджета были предоставлены субсидии в объеме 25 млн рублей. Также было реализовано четыре проекта благоустройства сельских территорий – на сумму более 6,5 млн рублей. В населенных пунктах были проложены асфальтированные тротуары, обустроены скверы, спортивные и детские площадки и т. д. Кроме того, в 2019-2021 гг. были благоустроены три комплексные жилищные площадки – на них были заведены газовые и водопроводные сети. Было реализовано два проекта комплексного развития сельских территорий – проложено более 23 км газораспределительных сетей, затраты из бюджета составили более 32 млн рублей. Было введено в эксплуатацию 12 автодорог местного значения общей протяженностью более 13 км и разработана проектно-сметная документация на строительство еще шести дорог. Всего на реализацию этих проектов было потрачено 724 млн рублей.


В 2022 году на мероприятия госпрограммы в Омской области направлено 1,7 млрд рублей. Из них 640 млн рублей – на ремонт автодорог и подъездных путей к объектам сельхозпроизводства, 19,4 млн рублей – на строительство сельских водопроводов, 81 млн рублей – на улучшение жилищных условий сельских жителей. В текущем году уже введено в эксплуатацию 3480 кв. метров жилья и 52 семьи улучшили свои жилищные условия.


Непростой вопрос по организации производственных практик студентов – будущих специалистов сельского хозяйства. Однако в Омской области уже заключены соответствующие договоры с 42 хозяйствами.

Добавьте описание

Николай Дрофа отметил, что на 2022 год было одобрено 15 проектов реализации в области мероприятий госпрограммы – всего на сумму около 2 млрд рублей. Но, к сожалению, ни один проект не был профинансирован, так как они в итоге не добрали проходные 680 баллов для регионов СФО. В связи с этим министр напомнил, что в Уральском федеральном округе этот показатель составляет 431 балл, и там, конечно, финансируется гораздо больше проектов. Николай Дрофа считает, что надо выйти на правительство Федерации с предложением изменить способ ранжирования проектов комплексного развития сельских территорий. То есть распределять субсидии из федерального бюджета не по федеральным округам, а по субъектам Федерации. Этот подход позволит во всех регионах субсидировать проекты комплексного развития сельских территорий, набравшие максимальное количество баллов. «Существующие критерии начисления баллов – экономический рост, плотность населения и так далее – не всегда соответствуют реальным региональным бюджетам», – подчеркнул он.


СЛОВО РЕГИОНАМ


Руководители сельскохозяйственных министерств регионов СФО, входящих в МА «Сибирское Соглашение», также представили подробные результаты реализации в их субъектах Федерации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».


Министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса Андрей Ариткулов согласился с предложением Николая Дрофы. При этом он отметил, что в Сибирском федеральном округе этот регион имеет наименьшую долю сельского населения – 14%, и только 3% работают в агропроме. Тем не менее Кузбасс является активным участником реализации госпрограммы комплексного развития сельских территорий. Но на финансирование тех или иных проектов влияет слишком много критериев, и в итоге многие муниципальные образования не могут получить федеральные средства даже на ремонт дорог и строительство социальных объектов.


Зампредседателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов сообщил, что в этом регионе в сельской местности проживает 42% населения. На реализацию мероприятий госпрограммы в 2020-2021 годах было направлено более 5 млрд рублей. Из них 1,2 млрд рублей – из федерального бюджета, 738 млн руб. – из регионального и более 3 млрд рублей – из внебюджетных источников. В частности, на селе было построено более 7000 кв. метров жилья для социального найма, но Александр Лукьянов отметил, что для региона с такой долей сельского населения это крайне мало. Гораздо эффективнее использование льготных ипотечных кредитов. За 2020-2021 гг. в регионе на это было привлечено 2,9 млрд рублей из всех источников и 2000 семей смогли улучшить свои жилищные условия.


Министр сельского хозяйства, заместитель председателя правительства Новосибирской области Евгений Лещенко информировал коллег, что в сельской местности этого региона проживает только 20% населения. На реализацию мероприятия госпрограммы в 2020-2021 гг. было направлено более 2,3 млрд рублей, в том числе более 1,4 млрд рублей из федерального бюджета.


Замминистра сельского хозяйства Республики Алтай Эльвира Гуляева отметила, что здесь в сельской местности проживает 70,9% населения. В Республике Алтай активно реализовывались мероприятия госпрограммы, но за последние три года из-за высоких критериев отбора ни одна из 24 заявок, направленных в Минсельхоз РФ, не была принята к финансированию. При этом только в 2021 году муниципальными образованиями на разработку проектно-сметной документации было потрачено более 150 млн рублей. А в 2022 году на все 246 сельских населенных пунктов региона было выделено на благоустройство только 1,5 млн рублей.


Эльвира Гуляева предложила откорректировать критерии отбора заявок. Ввести корректирующий коэффициент для регионов с высокой дотационностью, с учетом их инвестиционного потенциала. А также установить ежегодный минимальный лимит господдержки для регионов, при этом учитывать их внеинвестиционные ресурсы и уровень обеспеченности социальной инфраструктурой.

О недостаточных темпах обновления инфраструктуры в сельских территориях говорил и министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Сергей Труфанов. Он отметил, что острой проблемой остается привлечение бизнеса к проектам развития сельских территорий. Это обязательное условие предоставления господдержки, но при этом многие сельские территории, требующие развития, не имеют собственного крупного бизнеса.


Тем не менее в 2021 году в Республике Хакасия были введены в эксплуатацию рекордные площади жилья социального найма – 6000 кв. метров. Строились и социальные объекты. Но в 2022 году многократный рост цен на стройматериалы привел к значительному удорожанию проектов, и пришлось изыскивать дополнительные средства в региональном бюджете. В итоге по отдельным проектам доля консолидированного бюджета Республики Хакассия выросла до 50%.


Сергей Труфанов также отметил, что сельские поселения тратят огромные средства на проектно-сметную документацию к заявкам в рамках программы комплексного развития. Но эти проекты зачастую не проходят отбор и по сути замораживаются вместе с потраченными средствами. В связи с этим он предложил сначала проводить отбор заявок, а уж потом разрабатывать конкретные одобренные проекты. Ранее эта идея была предварительно поддержана Минсельхозом РФ.


Министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков сообщил, что в 2022 году в развитие агропрома области привлечено 1,3 млрд рублей. Однако серьезно снизился объем социальных выплат. За 2020-2021 годы было выдано всего лишь 86 свидетельств, тогда как за время действия программы устойчивого развития сельских территорий (2014-2017 гг.) в год выдавалось до 500 свидетельств. «Сегодня потребности в социальных выплатах – порядка 700 свидетельств в год, но со стороны федерального бюджета удовлетворяется только три-четыре процента», - добавил Илья Сумароков.


Иркутской области серьезно не хватает средств субсидий на строительство домов, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, 80% финансирования проектов по благоустройству села идет из регионального бюджета, и это тяжелая нагрузка. А между тем у муниципалитетов отмечается огромная востребованность в таких проектах.

Добавьте описание

Выступающий остановился на подготовке кадров агропрома. Сейчас предприятиям, которые привлекают студентов вузов федерального подчинения, возмещается 90% затрат, а вот привлекающим учащихся региональных средне-специальных учебных заведений - только 30%. Илья Сумароков предложил уровнять эти возмещения на уровне 90%. Тем более что процент трудоустройства выпускников профильных колледжей и училищ в среднем выше, чем у выпускников вузов.


ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ


Вторым вопросом повестки заседания стала концепция стратегии комплексного развития сельских территорий Сибирского федерального округа до 2030 года.


Исполнительный директор Сибирского зернового консорциума Марк Роговой (Новосибирск) напомнил, что решение о разработке этой концепции было принято в октябре 2021 года на круглом столе «Комплексное развитие сельских территорий Сибири». Уже тогда было отмечено, что вопреки постановлению правительства РФ №696 от 31. 05. 2019 г. мероприятия госпрограммы испытывают острое недофинансирование. В итоге численность сельского населения в регионах продолжает снижаться, и это требует уже мобилизационных мер по преодолению межведомственной разобщенности и выполнению указанного постановления.


Между тем, имеются примеры бережного отношения сельхозпредприятий к кадрам и сельскому населению. Например, новосибирский племзавод «Ирмень» в 2021 году на поддержку социальной сферы потратил 234 млн рублей. При этом не было получено никакой помощи от государства, так как эти проекты не добрали необходимых баллов.


О плане разработки концепции комплексного развития сельских территорий СФО рассказала руководитель НИИ экономики сельского хозяйства Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН, доктор экономических наук Людмила Тю. Она отметила, что в основе концепции будет лежать госпрограмма РФ комплексного развития территорий до 2030 года, однако при этом будет учитываться специфика регионов и особенности социально-экономического развития сибирских сел. И на основании исследований специфики регионов должен быть разработан четкий инструментарий реализации Стратегии, который на сегодня отсутствует в госпрограмме.


Для сибирского села тоже характерны общероссийские тенденции по сокращению численности населения, росту безработицы и снижению уровня жизни. Так, по сравнению с 2010 годом численность сельского населения в СФО снизилась более чем на 10%, а численность граждан трудоспособного возраста – на 23%. Также на селе снижается количество специалистов и растет средний возраст работников сельского хозяйства. И наконец, средний размер заработной платы в сельском хозяйстве на 33% ниже, чем в целом по экономике Сибирского федерального округа.


За шесть последних лет в округе исчезло 177 сельских поселений. При этом в 84% оставшихся поселений живет менее 2000 человек, а в 30% - менее 500 человек. Правда, отмечается рост ввода жилья в сельской местности, а также реализация там мероприятий госпрограммы комплексного развития и 12 национальных проектов. Тем не менее сохраняется тенденция сокращения количества лечебных и образовательных учреждений, а значительное число сельских населенных пунктов не имеют газа и других централизованных коммунальных сетей. Постоянно сокращается число населенных пунктов, охваченных автобусным сообщением.


Ключевая проблема, резюмировала Людмила Тю, – системное недофинансирование социального развития села. Исходя из этого были сформулированы цели стратегии комплексного развития сельских территорий Сибирского федерального округа: повышение качества жизни, уровня занятости и доходов жителей сельской местности, стабилизация их численности и создание условий для ее роста, диверсификация сельской экономики и повышение эффективности сельского хозяйства, ускоренное инфраструктурное развитие сельских территорий и создание условий для привлечения молодых квалифицированных кадров для сельской экономики.


При этом важное значение будет иметь обеспечение единообразия проведения исследований регионов СФО и сельских населенных пунктов с учетом особенностей пространственного развития территорий.

Разработка и утверждение концепции Стратегии запланированы на конец ноября 2022 года, обоснование перспектив и сценариев реализации – до конца апреля 2023 года.


Заместитель директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Жанна Устименко добавила, что здесь «важен кластерный подход, чтобы регионы Сибири не конкурировали, а работали вместе». Нужно учитывать уже наработанный положительный опыт регионов, их «точки роста», и уделить особое внимание эффективности методов управления. Так же важна кооперация власти с бизнесом, в том числе и с использованием госзаказов.

Добавьте описание

«Мы вам предоставим материалы наших исследований, какие еще ресурсы не задействованы в сельских территориях Сибири», - пообещала Жанна Устименко. Среди этих ресурсов она упомянула и «мировые запасы» ягод, грибов и кедровых орехов, их сбор, переработку и реализацию с созданием новых рабочих мест с достойной зарплатой. И такие резервы есть «по каждому направлению экономики».

Участники заседания Экспертно-консультационного совета МАСС по сельскому хозяйству поддержали план разработки этого стратегически важного документа.


Предложения, выдвинутые регионами на заседании экспертно-консультационного совета по сельскому хозяйству МА «Сибирское соглашение», будут обобщены и направлены для рассмотрения в правительство РФ, Минсельхоз РФ и Комитет Госдумы по аграрным вопросам.